ФАС очертила границы молочных рек. КоммерсантЪ

ФАС очертила границы молочных рек. КоммерсантЪ / Фураж Он-Лайн

15.10.2007
Антимонопольная служба впервые установила предельные цены на продукт В пятницу брянское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) обязало Брянский молочный комбинат установить отпускные цены на молоко на уровне не выше 21,4 руб. за литр. Это первый случай вмешательства государства в ценообразование на пищевом рынке. Опасаясь ужесточения госрегулирования отрасли, продуктовые сети, включая "Пятерочку", "Перекресток", "Копейку", Auchan и др., обратились к производителям с предложением самим заморозить цены на шесть месяцев.

Пресс-служба ФАС распространила сразу два заявления, касающиеся молочного рынка. В первом сообщается, что Брянский молочный комбинат (БМК) нарушил две статьи ФЗ - "О защите конкуренции" (ст. 10 в части "установления монопольно-высокой цены на молоко для потребителей" и ст. 11, где говорится о необоснованном назначении цен). Продукция БМК с 1 октября подорожала на 40-50%: оптовая цена с 15-16 руб. за литр молока поднялась до 24-24,5 руб. Теперь БМК не сможет назначать цену выше 21,4 руб. Директор БМК Вадим Окселенко заверил Ъ, что комбинат уже решил снизить ее до 19,5 руб. и впредь будет согласовывать "любое изменение цен с властями".

Эти меры ФАС может применить и за пределами Брянской области. Из второго заявления ведомства следует, что в адрес шести крупнейших производителей молока - ОАО "Юнимилк", ООО "Кампина", ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" (ВБД), ООО "Данон", ООО "Эрманн" и ООО "Пармалат МК", на долю которых приходится более 60% рынка, направлены запросы об объемах производства и реализации продукции, отпускных ценах, себестоимости и рентабельности за последние два года. Такой же запрос ранее был направлен четырем крупнейшим производителям растительного масла - "Эфко", "Бунге", "Юг Руси" и WJ (также занимают 60% своего рынка). Источник в ФАС утверждает, что проверки коснутся и других секторов, включая мясной и яичный.

"Производители испытывают бесконечный прессинг со стороны практически всех госструктур",- прокомментировал председатель совета директоров ВБД Давид Якобашвили. По его словам, не дожидаясь вмешательства федеральных чиновников, областные администрации уже начинают применять свои меры. Например, филиал ВБД в Омской области - компанию "Манрос-М" обязали снизить отпускные цены на молоко до 19,5 руб. за литр, сообщили Ъ в пресс-службе областного правительства. Руководитель по внешним связям ВБД Элеонора Чернецкая не исключила, что цены могут быть зафиксированы и в других регионах. Опрошенных Ъ других производителей, работающих в Краснодарском крае, Ленинградской, Нижегородской, Свердловской и Новосибирской областях, местные чиновники уже предупредили об аналогичных мерах.

Глава некоммерческого партнерства "Русбрэнд" Алексей Поповичев и директор по корпоративным вопросам "Бунге СНГ" Кирилл Болматов и называют фиксацию цен на молоко "прецедентным случаем". "Ранее подобные ограничения вводились для производителей цемента и еще нескольких рынков, где концентрация долей у одного производителя гораздо выше, чем в пищевке",- отмечает господин Поповичев. Кирилл Болматов уверен, что, "если эта практика будет расширяться, она однозначно негативно повлияет на развитие российской пищевой промышленности".

По мнению исполнительного директора Российского молочного союза Владимира Лабинова, установленный ФАС уровень цен заставит производителей работать на грани рентабельности. "Сегодня цены на сырое молоко в Центральном регионе составляют 16 руб. за литр, внутренние затраты производителей (пакетирующих молоко.- Ъ) - 7-8 руб на литр. То есть отпускная цена производителя должна быть не ниже 23-24 руб. за литр",- подсчитывает господин Лабинов.

"Похоже, что ФАС предупредила крупных производителей на примере брянского комбината, сообщив, какого размера должна быть максимальная отпускная цена на молоко",- предполагает гендиректор агентства "Точка роста" Роман Шалимов. Видимо, поставщики и розничные торговцы истолковали действия ФАС так же: в воскресенье Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ; из продуктовых сетей включает "Пятерочку", "Перекресток", "Копейку", "Ленту", "Мосмарт", "Гроссмарт", Auchan, Metro, Billa) распространила заявление, в котором предложила производителям "на ближайшие шесть месяцев зафиксировать отпускные цены на социально значимые продукты питания". Сети, "в свою очередь, готовы заморозить соответствующие розничные цены". Исполнительный директор АКОРТа Олег Сазанов вчера не смог уточнить Ъ, в каком виде будет оформлено соглашение.

КоммерсантЪ

Фураж Он-Лайн


Версия для печати Версия для печати

На сайте работает система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.