Мясной рынок в России будет расти до 2010 года. Новости торговли

Мясной рынок в России будет расти до 2010 года. Новости торговли / Фураж Он-Лайн

29.06.2007
По оценкам Института аграрного маркетинга, мясной рынок в России будет расти до 2010 года и увеличится в среднем на 10%. Прирост потребления за тот же период может достигнуть 18-20%. Предполагается, что опережающими темпами будет расти спрос в крупных городах, в частности в Москве.

Устойчивый рост спроса на мясо и мясопродукты наряду с возрастанием средней цены на эту продукцию, существенно опережающим темпы инфляции, стимулирует общий рост предложения на мясном рынке. Если в первом квартале текущего года импорт мяса ежемесячно увеличивался благодаря более раннему, по сравнению с 2005 годом, распределению квот и оформлению лицензий на ввоз мяса, то во втором квартале ситуация изменилась - в мае ввоз мяса в страну значительно сократился. Это прежде всего явилось следствием принятого в марте этого года решения компаний-импортеров о добровольном сокращении ввоза мяса птицы в 2007 году на 30% в целях стабилизации ценовой ситуации на отечественном рынке птицы. В числе основных факторов снижения объемов импорта мяса, причем не только куриного, стала приостановка экспорта мяса Аргентиной.

Но проблемы на мясном рынке возникают не только с количеством мяса. По словам генерального директора компании «Митлэнд Фуд Групп» Дмитрия Гордеева, сегодня на рынке существует «качественная» зависимость от импортного сырья. За последние годы переработчики уже привыкли иметь дело с мясом, привозимым из-за рубежа, которое по целому ряду характеристик отличается от российского. В частности, например, свинина - более постная, а отечественная - зажирена. Именно поэтому многие российские предприятия – производители мяса начали сталкиваться с проблемами при реализации своей продукции. Переработчики с большой неохотой берут отечественное мясо из-за отсутствия каких-либо стандартов на него. «На качество мяса влияют и порода, и условия содержания, и корма. Если на производстве все автоматизировано, то своевременно решаются все вопросы с питанием животных, что позволяет производить стандарт, - сообщил журналу «Новости торговли» Дмитрий Гордеев. - А если этого нет, то даже из животных хорошей породы получается мясо низкого качества».

Сегодня в России существует немало новых проектов по выращиванию скота, которые могут успешно конкурировать с импортным сырьем и постепенно его вытеснять. Так, компания «Митлэнд Фуд Групп», оператор мясного рынка РФ, в настоящее время реализует проект в Курской области, который будет включать линию по убою и первичной переработке свиней производительностью 1 млн голов в год (420 голов в час), или 70 тыс. т мяса свинины в убойном весе в год, линию по убою и первичной переработке КРС 120 тыс. голов в год (50 голов в час), или 24 тыс. т говядины в год, а также мощности по первичной переработке, хранению и дистрибуции продукции. В 2006 году объем поставок Группы «Митлэнд» составил 6 млрд руб. в денежном выражении. Ядром производственного бизнеса Группы «Митлэнд» является комплекс во Всеволожске, вступивший в строй в 2003 году, производственные мощности по разделке и упаковке свежего мяса составляют 30 тыс. т в год. К июню этого года компания «Митлэнд» планирует ввести в строй новую линию по убою свиней мощностью 40 тыс. т в год (250 голов в час) в Санкт-Петербурге. (До ввода линии производственные мощности по убою свиней составляли 200 тыс. голов в год/80 голов в час, или 12 тыс. т свинины в убойном весе в год, мощности по разделке и упаковке свежего мяса - 30 тыс. т в год/100 т в сутки).

Проект крупного свиноводческого комплекса в Краснодарском крае с объемом инвестиций 560 млн руб. реализует компания «Балтимор». Первоначальная мощность производства составит 60 тыс. голов в год. Строительство будет осуществляться в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Полный цикл производства планируется запустить в 2008 году. Срок окупаемости проекта – четыре года. Однако полностью заменить импортную продукцию отечественные предприятия на сегодняшний день не могут. По словам PR-менеджера компании «Балтимор Холдинг» Надежды Черныш, не хватает производственной базы, но с принятием мер по стимулированию развития данной отрасли со стороны государства можно ожидать роста производства основных видов мяса. Пока же нашим производителям сложно конкурировать с более дешевым замороженным мясом из Аргентины и Бразилии. Как свидетельствуют многие специалисты в данной области, решение развивать собственную откормочную базу связано со стремлением повысить качество производимой продукции, приблизив при этом стоимость сырья к стоимости импортного мяса. «Выбор между использованием замороженной иностранной продукции и более дорогой отечественной в последнее время все же склоняется в сторону российского производителя, - говорит старший менеджер департамента закупок и товародвижения сети «Седьмой Континент» Татьяна Гончарова. - Мясные изделия высшего сорта изготовляются преимущественно из парного мяса. На мой взгляд, продукция из отечественного сырья - наиболее качественная. Самые крупные российские производители, которым мы действительно доверяем и уверены в высоких вкусовых качествах поставляемой ими продукции, стремятся к развитию собственных откормочных хозяйств». По словам Надежды Черныш, такая ситуация складывается на рынке благодаря тенденции роста потребления свежего охлажденного мяса. «С ростом сегмента охлажденного мяса отечественная продукция будет более предпочтительной, - говорит Надежда Черныш. - Именно на этот сегмент нацелена и стратегия нашей компании на данном рынке».

Основная проблема с качеством мяса заключается в отсутствии инфраструктуры - выстроенной системы переработки и сбыта мяса. По словам Дмитрия Гордеева, обязательными условиями работы мясокомплексов должны быть стандартизация скота на убой по качеству, что предполагает внедрение отраслевых качественных и ветеринарных стандартов, и стандартизация мяса свинины по качеству в полутушах и отрубах, для чего необходимо внедрение отраслевых качественных стандартов по соотношению мяса и жира, а также отрубам.

Также нужна стандартизация предприятий по первичной переработке скота (боен) в плане ветеринарии и санитарии, технологического процесса и условий переработки согласно современным требованиям и нормам, принятым в ЕС. Необходимы строительство предприятий по убою и первичной переработке скота (разделке и упаковке мяса) в основных донорских регионах из расчета одно предприятие на 500-700 тыс. голов в год, стандартизация логистики (транспортировка скота до места убоя, стандарты по перевозке и хранению мяса, температурные стандарты, стандарты по срокам годности) и создание логистической инфраструктуры (закупка спецтранспорта для перевозки скота, строительство холодильных и морозильных складов), создание автопарков спецтранспорта для перевозки мяса. При этом, как считает эксперт, лучше воспользоваться моделью и нормами, принятыми в ЕС. «Как результат всех этих мероприятий, должна появиться национальная система учета и аттестации предприятий, аналогичная принятой в мире, где каждое из предприятий будет иметь свой номер, по которому оно может быть идентифицировано и аттестовано впоследствии на экспорт в ту или иную страну», - говорит Дмитрий Гордеев. Только тогда российское мясо станет частью системы производства и международной дистрибуции мяса и получит свою долю в продолжающей консолидироваться мировой отрасли.

Новости торговли

Фураж Он-Лайн


Версия для печати Версия для печати

На сайте работает система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.