СПРОС НА ЗАМЕНУ // Заменители цельного молока. АгроБизнес

СПРОС НА ЗАМЕНУ // Заменители цельного молока. АгроБизнес / Фураж Он-Лайн

24.05.2007
Российский рынок заменителей цельного молока (ЗЦМ) увеличивается на 30% в год, хотя бы раз телят этим препаратом выпаивали в каждом хозяйстве. Спрос на ЗЦМ будет расти до тех пор, пока этот продукт стоит дешевле молока: используя заменители, аграрии экономят в год более 50 тыс. т сырья. Переработчики рады: сырого молока многим из них остро не хватает.

В подмосковном сельхозпредприятии «Зеленоградское» утверждают, что использовать для выпойки телят ЗЦМ на 15–20% выгоднее, чем давать им обычное молоко. Экономию в хозяйстве связывают с себестоимостью молока: если она в «Зеленоградском» выше 3 руб./л, то есть смысл купить ЗЦМ, если ниже (или в избытке некондиционного молока), то заменитель невыгоден. А гендиректор ЗАО «Суворова» Александр Пелих благодаря ЗЦМ экономит до 3 млн руб./г. Если бы не заменитель, то из ежегодно производимых в «Суворова» 7,4 тыс. т молока около 600 т ушло бы на выпойку телят.

В холдинге «Малино» (Московская обл.) тоже говорят о незаменимости ЗЦМ. «Они в первую очередь хороши тем, что обеспечивают полноценное питание теленка благодаря сбалансированному содержанию жиров и аминокислот. При этом состав ЗЦМ – всегда одинаковый, чего не скажешь о молоке», – доволен специалист по животноводству компании Сергей Комаров.

Цена качества

На выпаивание теленка в среднем тратится 250 л молока или 25–30 кг заменителя, уточняют в компании «Мустанг Ингредиентс» (производит ЗЦМ). При этом средняя цена 1 л молока – 6–10 руб., а 1 кг заменителя – 35–50 руб. Таким образом, за три месяца (средний срок выпаивания) на одном теленке можно сэкономить до тысячи рублей, подсчитали в «Мустанге». ЗЦМ производят и поставляют на российский рынок такие компании, как «Молоко», «Провими», «Хайфид», «Спектр», «Линас Инагра», «Продинвест», Вороновский завод регенерированного молока, «Капитал-ПРОК», «Агророс» и др. По словам Андрея Волкова из «Мустанг Ингредиентс», около 25% всех российских заменителей производятся из импортных концентратов с добавлением местной сыворотки, соевой муки и других ингредиентов. Они удешевляют продукт на 2–8%. Общую емкость российского рынка ЗЦМ в «Мустанге» оценивают в 60 тыс. т/г. При этом долю заменителей отечественного производства Волков выделить затруднился: «У нас еще не сформировались четкие предпочтения – аграрии готовы пробовать новые продукты, постоянно переходя от одного производителя к другому».

По его мнению, лучше классифицировать рынок исходя из «целевой аудитории». Волков выделяет две группы потребителей ЗЦМ. В первой – компании, использующие дорогую продукцию (40–50 руб./кг), во второй – хозяйства, покупающие более дешевые заменители (25–35 руб./кг). У первых, говорит Волков, цель – вырастить с помощью ЗЦМ здоровых телят. Такие фермеры, как правило, соблюдают рекомендации по кормлению, следят за качеством продукции и ее воздействием на животное. А недорогие ЗЦМ, в основном российские, популярны в хозяйствах, стремящихся выгадать на продаже освободившегося молока, уверяет Волков.

Однако впоследствии такие заменители, если они некачественные, негативно отразятся на здоровье животных, предупреждает он: «Очень многие производители ЗЦМ пытаются привлечь клиентов низкой ценой, не объясняя, конечно, почему продукт намного дешевле аналогов. Некоторые даже добавляют в смесь противодиарейные компоненты, чтобы у телят не болел желудок от некачественного продукта. А ведь не каждый зоотехник в период выпойки заметит, что с теленком что-то не так, если нет явных симптомов».

У гендиректора «Тагриса» (дистрибутор ЗЦМ) Руслана Омарова другие данные об объеме рынка ЗЦМ и отличное от Волкова мнение об их российских производителях. Он говорит, что емкость российского рынка заменителей составляет около 100 тыс. т/г., при этом доля импорта не превышает 55%. Омаров считает, что наша продукция ничем не уступает западной. Разница лишь в цене, добавляет гендиректор: импортные аналоги дороже, так как основной компонент ЗЦМ – сыворотка – в Европе имеет более высокую стоимость.

А вот в группе «Спектр», также занимающейся продажей ЗЦМ, рынок оценивают примерно в 70 тыс.т/г., отводя импортной продукции 70% этого объема. Здесь тоже защищают российские ЗЦМ, замечая, что их доля постоянно растет. По информации «Спектра», два года назад она не превышала 18–20%. Рост популярности наших препаратов связан прежде всего с дороговизной зарубежных, соглашаются в компании с Омаровым. Западные ЗЦМ, по данным компании, стоят на 10–15% дороже российских, при этом качество тех и других сопоставимо.

Как поить

Одно из условий успешного использования ЗЦМ – строгое соблюдение схемы выпойки и приготовления смеси. «Мустанг Ингредиентс» рекомендует приучать теленка к ЗЦМ постепенно, начиная с четвертого дня жизни. Этого времени достаточно, чтобы с материнским молоком ему передались все нужные для пищеварения микроорганизмы и необходимый генетический материал. В «Зеленоградском» советуют смешивать заменители с водой в пропорции 1:8 при температуре воды 50–55 оС и поить теленка этой смесью до двух месяцев три раза в день (по 2 л). А после второго месяца ЗЦМ скоту нужно давать два раза в день, но уже по 3 л. Той же схемой пользуются в подмосковном холдинге «Малино», а поить теленка заменителями начинают с пятого дня жизни. В Молочном союзе утверждают, что теленок должен привыкнуть к новой пище, поэтому долю ЗЦМ нужно увеличивать постепенно, доводя ее до 100% только к третьей неделе. Выпаивать рекомендуется до трехмесячного возраста, а затем телят переводят на твердые корма. В ЗАО «Суворова» до 10-дневного возраста животного использует молозиво от материнской коровы, после чего переходят на «свободное» (не из материнского молока) молозиво. И только с месячного возраста дают ЗЦМ. Специалисты компании «Хайфид» предлагают приступать к выпойке заменителем с шестого дня жизни теленка, а чтобы избежать диареи, в первые четыре дня смешивать ЗЦМ и свежее коровье молоко в пропорции 2:3.

Верить или нет

У сельхозпроизводителей о ЗЦМ разные мнения. Комаров из «Малино» сожалеет, что полтора года назад отказался от российских препаратов Вороновского завода регенерированного молока в пользу голландских (производитель – Interfood, B.V.). Теперь в компании хотят опять перейти на российские заменители. «Качество у них такое же, а трудностей и дополнительных затрат, связанных с доставкой, можно будет избежать», – надеется Комаров.

Хозяйства, рассчитывающие не только на экономическую и логистическую, но и на технологическую отдачу, часто выбирают импортные ЗЦМ. Российские производители не могут гарантировать качество и стабильный состав своей продукции, сетует Пелих из ЗАО «Суворова». «Мы полностью не уверены в том, что наши телята вырастут здоровыми на российских заменителях – слишком много среди них подделок», – добавляет он. Волков из «Мустанга» говорит, что проблем со здоровьем телят можно избежать, покупая отечественную продукцию известных марок и выполняя инструкции по выпойке. В этом производители помогают аграриям. «При подборе ЗЦМ наши специалисты изучают условия содержания скота, оценивают навыки и обучаемость персонала, определяют качество оборудования, применяемого для разведения заменителей», – перечисляет Волков.

Кроме того, добавляет он, ЗЦМ эффективны как часть современной системы кормления телят, а использование одних только заменителей – «вчерашний день». Крупные клиенты «Мустанга» (например, «Стойленская Нива») вместе с ЗЦМ заказывают готовые престартерные корма и премиксы. Систему кормления они разрабатывают с учетом региона и кормовой базы, использующейся в хозяйстве. Омаров из «Тагриса» говорит о технологической и финансовой выгодности заменителей. «Преимущество ЗЦМ в содержании витаминно-премиксных добавок, – объясняет он. – Если выпаивать молодняк обычным молоком, то витамины и другие добавки придется вводить инъекциями, но позволить себе это может далеко не каждое хозяйство». К тому же вследствие разницы в цене ЗЦМ и молока каждая купленная тонна заменителя почти сразу приносит агрокомпании 10–15 тыс. руб. прибыли, а «в долгосрочной перспективе» – при соблюдении технологии выпойки – хозяйство выигрывает еще и за счет высокой молочной продуктивности и сохранности поголовья, комментирует Омаров. В «Зеленоградском», впрочем, к ЗЦМ относятся с осторожностью. «Производители утверждают, что в их продукте содержится все необходимое новорожденному теленку. Я в это не верю – никакие смеси не заменят ему материнское молоко», – заявляет зоотехник Владимир Чувиков. Сейчас в «Зеленоградском» не пользуются заменителями: у хозяйства избыток некондиционного молока с повышенным содержанием соматических клеток, которое заводы не принимают. Оно идет на выпойку телят. А по наблюдениям Волкова, животноводы не доверяют заменителям еще и из-за содержания в них химических добавок. Этот «психологический барьер» им перейти труднее, чем изменить технологию кормления, разводит руками Волков.

ЗЦМ на молоко

Исполнительный директор Молочного союза Владимир Лабинов прогнозирует, что спрос на ЗЦМ в ближайшие годы будет расти примерно на 15%/г. Он связывает рост этого рынка с постоянно повышающимися закупочными ценами на молоко. Например, в Центральной России они уже на 20% выше, чем в Европе, – около 10 руб./л, приводит он пример. Однако приобрести ЗЦМ может не каждая агрокомпания. Небольшие, менее 200 голов, финансово нестабильные хозяйства – не самый привлекательный клиент для дистрибуторов, признается Омаров. Даже если такая компания найдет деньги на ЗЦМ, то закажет небольшую партию заменителей, заключать контракт на поставку которой дистрибутору будет невыгодно. Из-за этого многие выпаивают телятам молоко, усугубляя дефицит сырого молока.





Поэтому решением проблемы приходится заниматься переработчикам, заинтересованным в том, чтобы компенсировать нехватку сырья. Они скупают крупные партии заменителей и перепродают их животноводам, которым отказывают дистрибуторы. «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк» в течение двух последних лет реализовывали ЗЦМ хозяйствам в обмен на молоко. Аналитик департамента заготовки сырья «Юнимилка» Андрей Чернов подсчитал, что за два года таким способом было продано 10 тыс. т заменителя 10 тыс. т заменителя и получено 50 тыс. т молока. «Если ЗЦМ хорошего качества, то для хозяйства он выгоден, – говорит Чернов. – Скидок крестьянам мы не делали – продавали продукт по рыночной цене, но зато в любых объемах, начиная с минимальных, от 100 кг». У «Юнимилка» были долгосрочные контракты на поставку ЗЦМ с «Мустангом» и «Хайфидом». «Мы завозили заменители на свой склад и оттуда уже распределяли по хозяйствам», – вспоминает Чернов. Но 1 января 2007 г. вышло постановление МЭРТа, согласно которому при товарообмене НДС должен перемещаться со счета на счет между двумя юридическими лицами, недоволен он. По мнению Чернова и Омарова, это нововведение лишит многие компании возможности использовать ЗЦМ, так как своих счетов нет у тех аграриев, кто не нуждается в них из-за небольших оборотов. «Юнимилк» уже перестал поставлять сельхозпредприятиям ЗЦМ по зачетной схеме.


Реклама Яндекс

По-настоящему комфортный сервис - это заказ междугороднее такси онлайн. Довольно легко организовать ьеждугородние поездки. Всего несколько минут посвятите предварительному заказу такси онлайн - и вы сможете не переживать об отсутствии встречающих в пункте прибытия.
Такси Киев

Аюрведический эликсир молодости проверенный веками!
Из древней Индии с любовью! Чаванпраш

АгроБизнес

Фураж Он-Лайн


Версия для печати Версия для печати

На сайте работает система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.