Обзоры прессы

Хорошее молоко ищи недалеко / Комсомольская правда

05.03.2012

Молоко - стратегический продукт питания, один из главных показателей продовольственной безопасности, да и просто спутник всей нашей жизни.     

Так что вполне объяснимо особое внимание к молочной отрасли региона  со стороны областных властей, специалистов и просто граждан.

Самые актуальные вопросы развития молочного хозяйства и переработки обсуждали на  круглом столе в «КП»:

председатель некоммерческого партнерства «Союз животноводов Урала»  Елена Стафеева;

генеральный директор ЗАО «Новопышминское» Наталья Мошегова;

генеральный директор ООО «Шиловское» Андрей Шабельников;

председатель СПК «Килачевский» Анатолий Никифоров;

заместитель начальника отдела Свердловского Роспотребнадзора Ольга  Харитонова.

НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ

Елена Стафеева:

­ Молочная отрасль у нас сегодня достаточно стабильна, более  того ­  уверенно идет по пути  к совершенству. В 2011 году произвели молока  570,9 тыс. тонн,  а это на 3,4% больше, чем в 2010­м;  17 хозяйств  области получили очень высокие надои ­ более 7 тыс. кг на корову, а 111 доярок надоили даже больше 8 тыс. тонн  на корову.  Поголовье тоже стабильно ­ как и количество самих «молочников». А наше замечательное племенное стадо известно далеко за пределами области. Причем Свердловская область ­ одна из немногих в России, где нет лейкоза: молоко чистое!

Анатолий Никифоров:

­ Не только лейкоза; нет и туберкулеза и бруцеллеза! А если к этому прибавить еще и качественные корма, и современные технологии ухода, как в «Килачевском», станет понятно, почему  мы сдали в прошлом году своим переработчикам 99,2%  молока высшего сорта. И поголовье КРС мы бережем: даже в лихие 90­е наращивали его, а теперь ­  тем более. Только дойных коров в хозяйстве 2 420, а все стадо ­ около 7 тыс. голов.

Елена Стафеева:

­ Качественное сырье на переработку ­ это главное для получения качественной конечной продукции. И здесь, конечно, необходимо правильно содержать и кормить скот, но прежде всего ­ перестроить головы всех специалистов на новый лад, чтобы решать современные задачи. К примеру, сегодня уже 15% местного поголовья содержится беспривязно;  балансировка рационов производится на компьютере…

Андрей Шабельников:

­ Причем  расчет ведется по трем десяткам показателей, включая микроэлементы! Поэтому и результат получается  соответствующий  ­ молока много и оно отличного качества.

МОЛОКО ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Андрей Шабельников:

­ Если у коровы все хорошо, она будет веселой и даже игривой. А психологическое состояние тоже сказывается на качестве молока ­ ведь это очень чувствительный «живой» продукт.

 Поэтому так важно не везти его за 300 км на молзавод и не разделять там на фракции, чтобы потом соединить в «нормализованном молоке»: это уже совсем другой напиток, даже если он  соответствует всем  нормативам. Я считаю, что молоко должно быть природным, натуральным, произведенным и упакованным  сразу, на месте. В «Шиловском» все происходит именно так.

Наталья Мошегова:

­ Это и наш случай. «Новопышминское»  ­ и производитель, и переработчик.  В Свердловской области 25 таких «комплексных» хозяйств. И, надо сказать, это подталкивает к повышению качества  всей работы.  Например, до  того как у нас появилась своя переработка, мы использовали бобовые в качестве корма. Молока получалось больше, но вкус был хуже. Теперь мы ориентируемся прямо на потребителя; для этого перешли на другие виды бобовых культур. А если говорить о свежести  молока, то оно у нас поступает в переработку парным, сразу из­под коровы.  А кроме молока в нашем «потребительском портфеле» сметана,  творог и творожные массы, йогурт, «Снежок», кефир и сливочное масло.

Мы очень стараемся не уронить свою репутацию. Сегодня удержаться на молочном рынке можно только за счет хорошего имени.

БЕГ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ 

Елена Стафеева:

­ У молочной отрасли есть и успехи, и свои проблемы. Хотелось бы поблагодарить нашу исполнительную власть и наших депутатов за бюджетную поддержку. Субсидии на молоко в течение последних пяти лет за каждый килограмм реализованного молока (хотя три года они не меняются, несмотря на инфляцию) стабилизируют молочное животноводство. Значима для нас и поддержка племенного стада.

Огорчает, что стал меньше размер технических субсидий (на новую с/х  технику и  технологии): ведь технический уровень ­ важнейший фактор развития.

Еще нас очень напрягает отношение надзорных органов, которые вместо конструктивной помощи в преодолении реальных  трудностей часто играют роль сборщика податей и, по сути, мешают развиваться.  Количество контрольных органов измеряется десятками. Думаю, что это нерациональный путь.  Не штрафы обогащают наш бюджет, а налоги успешных хозяйств.

Ольга Харитонова:

­ Но у нас есть повод для тревоги. По результатам наших проверок в 2011 году 193 пробы не соответствовали техрегламенту. Удельный вес  некачественной молочной продукции в торговой сети составляет 48,5%.  Больше всего проблем со сливочным маслом и сгущенкой. В последних тестах 65% масла и 82% молочных консервов не соответствовали техрегламенту. Причем местные марки масла (в основном это фасовщики) дают гораздо больше фальсификата и брака, чем «иногородние». До последнего времени фальсификаты были выгодны: они давали прибыль намного выше, чем штрафы. С января 2012 г. санкции выросли в разы. Будем надеяться на улучшение ситуации.

Андрей Шабельников:

­ Опасность тут в том, что в фальсификатах молочный жир заменен на жир тропический, растительный. Это отнюдь не полезно для потребителей.

Ольга Харитонова:

­ Жирность, содержание белка и т. п., как правило, на совести производителя и переработчика. Но справедливости ради надо сказать, что причинами появления микробиологических отклонений в пробах часто становятся условия хранения в самих магазинах.

 Анатолий Никифоров:

­ К торговле вообще есть серьезные претензии, в частности, к ее ценовой политике. Летом, когда закупочные цены на молоко снижаются примерно на 15% (а для производителей это очень ощутимо!), розничные цены  на молочные продукты только растут. Это же чистый обман!  Мы теряем эффективность производства и прибыли, люди теряют свои деньги, переплачивая. А продавцы наживаются. В Германии, например, снижение закупочных цен сразу ведет к удешевлению товара в магазинах.

У нас для этого нужна политическая воля, так же, как и для обуздания роста монопольных тарифов на ГСМ и электроэнергию. Как мы, вступив в ВТО,  будем в таких условиях конкурировать с западными «коллегами»? Если еще учесть, какая у них техническая и кадровая вооруженность, какая производительность труда…

Елена Стафеева:

­  Да, кадры, и прежде всего классные специалисты, для нас очень больная тема. На селе дефицит жилья и «удобств» для специалистов, да и зарплата в сельском хозяйстве в два раза ниже средней по области.

Наталья Мошегова:

­ Людей не хватает на всех уровнях  ­  от рабочих  специальностей (доярки, скотники и т. п.) и среднего звена (бригадиры) до руководящих управленцев  (главный технолог, зоотехник, ветврач). Это государственная проблема; и дело не только в жилье и субсидиях. Молодежи на селе некуда деться ­ почти не осталось клубов, нет спортзалов, дискотек… никакого досуга и развития! Из сотен выпускников сельхозакадемии до села доходят единицы.

 А ведь в животноводстве, как нигде, важна роль личности и хорошего специалиста. Иногда это роковая зависимость: уйдет человек ­ и все дело развалится.

Андрей Шабельников:

­ У меня есть большие надежды на автоматизацию производства и рост производительности труда.

А что касается ВТО, мы еще повоюем! Наша продукция 3 ­ 5­дневной годности не боится конкуренции «варягов». Тем более что мы будем и дальше повышать качество. Ближайшая задача ­ делать сырое свежее молоко в разы лучше и чище, чем высший сорт, предусмотренный техническим регламентом.

Главное, чтобы потребитель не экономил на своем здоровье и выбирал натуральный продукт.

Советы покупателям

Выбрать молоко? Легко!

Елена Стафеева:

- Внимательно читайте информацию на упаковке: сроки годности, рекомендации по хранению, состав. Например, это «сырок творожный» или «глазированный сырок». Лучше всего покупатель может защитить себя сам!

Наталья Мошегова:

- Обратите внимание на цену. Натуральный продукт не может быть очень дешевым. К примеру, только себестоимость натурального масла - 260 руб./кг. Значит, даже при минимальной торговой  наценке пачка (200 г) в магазине  должна стоить больше 50 руб.  Это закон экономики.

Андрей Шабельников:

- Доверяйте своим ощущениям: вкусу, обонянию, зрению. Некачественный продукт всегда можно отличить таким образом. Например, растительные добавки в твороге оседают во рту на небе жирными «пятнами».

Анатолий Никифоров:

- Покупайте местное - оно надежнее, чище, свежее. К тому же этим вы поддержите наших производителей, Только они защитят вас от нашествия европейских растворимых продуктов из сухого молока.

Ольга Харитонова:

- Повышайте уровень своей потребительской грамотности и требовательности. Голосуйте кошельком - покупайте лучшее!



Комсомольская правда