Фермеры Канады создают СП в разных странах. Почему бы не сделать это и в России? - глава федерации экспортеров говядины Тед Хейни

Фермеры Канады создают СП в разных странах. Почему бы не сделать это и в России? - глава федерации экспортеров говядины Тед Хейни / Финмаркет

14.12.2010

Канада, очень близкая России по климату, входит в число ведущих производителей и экспортеров говядины. Она производит свыше 1 млн тонн этого мяса и поставляет его более чем в 100 стран мира. В 2009 году оборот канадских ферм, занимающихся производством говядины, составил $5,8 млрд.

 

    По данным на июль 2010 года, поголовье крупного рогатого скота в Канаде составляло 14 млн голов.

 

    В нашей стране производство говядины пока существенно отстает от потребности, и во многом этот пробел восполняют канадские производители.

 

    О работе Канадской федерации экспортеров говядины, перспективах поставок мяса в Россию и сотрудничестве с российскими производителями, поставщиками и контрольно-надзорными органами "Интерфаксу" рассказал президент федерации Тед Хейни.

 

   

 

    - В последние годы в России в формировании аграрной политики большое значение придается отраслевым союзам и ассоциациям, их более тесному взаимодействию с госструктурами. А что представляет собой возглавляемая вами ассоциация? В чем ее основные задачи? Сколько компаний она объединяет?

 

   

 

    - Наша федерация представляет интересы канадских производителей говядины на международных рынках. Сейчас в нее входят 55 членов, которые представляют более 90% всех производителей крупного рогатого скота в Канаде и 95% перерабатывающих предприятий.

 

    Кроме непосредственно производителей, в федерацию также входят государственные структуры как федеральные, так и региональные.

 

    Наша главная цель в части обслуживания членов федерации - это помогать им преодолевать препятствия к росту бизнеса. Мы предоставляем им всю необходимую информацию по рынкам, как по тем, на которые поставляется канадская говядина, так и по новым, перспективным, способствуем организации встреч между покупателями и продавцами.

 

    И по мере того, как бизнес наших членов растет, мы помогаем им продвигать свою продукцию на международных рынках.

 

   

 

    - То, что членами федерации являются представители отрасли, понятно. Но в чем смысл членства представителей госструктур? Какую роль они играют? В чем их задачи?

 

   

 

    - В состав федерации входят федеральные министерства сельского хозяйства и внешней торговли, министерства сельского хозяйства пяти провинций.

 

    Оснований для их членства несколько. Прежде всего, некоторые из госорганов предоставляют софинансирование тех программ, которые реализует федерация.

 

    Кроме того, госструктуры на основе имеющейся у нас информации формируют приоритеты в агропродовольственной политике. Для провинциальных органов власти взаимодействие с нашей федерацией важно также для получения информации и анализа ситуации на рынках для того, чтобы оптимально формировать политику для поддержки местной экономики

 

    Например, мы стремимся довести до наших органов власти то, что Россия должна стать одним из приоритетов Канады в сфере внешней торговли агропродукцией, прежде всего, мяса. И поэтому мы подвигаем их к тому, чтобы активизировать взаимодействие правительственном уровне.

 

   

 

    - На что конкретно направляются средства, выделяемые в рамках софинансирования? О какой сумме идет речь? Используются ли они для субсидирования экспорта?

 

   

 

    - Нет, не используются. Самое главное условие предоставления этих средств в том, чтобы они не направлялись на субсидирование экспорта. И мы согласны с этим.

 

    Наша отрасль ежегодно реализует как на внутреннем, так и на внешних рынках говядины на 7 млрд канадских долларов. Члены нашей федерации - и бизнес, и госорганы - выделяют 6-7 млн долларов в год в основном на продвижение продукции. Сумма, в общем-то, небольшая - всего лишь 0,1% от общего объема реализации говядины.

 

    Эти деньги идут, в частности, на открытие представительств федерации в других странах. Сейчас пять наших офисов работают в шести странах. Выделяемые средства мы также направляем на сбор и анализ информации, проведение различных исследований, на организацию различных мероприятий, подобных семинару "Канадская говядина", который на днях состоялся в Москве. Кстати, был очень полезный разговор и для нас, и для представителей компаний-поставщиков.

 

   

 

    - Какова в этих средствах доля государства?

 

   

 

    - Она год от года меняется, но в среднем составляет от 50% до 60%.

 

   

 

    - А в Москве офис не собираетесь открывать?

 

   

 

    - Этот вопрос активно рассматривается. Именно сейчас мы находимся на грани принятия решения. Думаю, оно окончательно оформится к апрелю 2011 года. Решение может быть "да", "нет" или "подождать".

 

   

 

    - И все-таки - какой из этих вариантов наиболее вероятен?

 

   

 

    - Это решать членам федерации. Но я должен сказать, что сейчас в Канаде больше энтузиазма в отношении России, чем я наблюдал за 20 лет работы в федерации.

 

    Наша федерация все рынки сбыта классифицирует на три категории - ключевые, развивающиеся, которые становятся для нас важными, и прочие. В сентябре 2007 года рынок России был назван развивающимся. Мы начали реализовывать различные программы по развитию производства и продвижению канадской говядины.

 

    Это создало дополнительные возможности для развития нашей отрасли, для увеличения присутствия на российском рынке. Полученные результаты подтвердили правильность решения более активно работать с российским рынком.

 

    В результате 2010 году была проведена новая классификация рынков и России была присвоена категория ключевого рынка. Это очень важный шаг. Таким образом, России дан особый статус, она вошла в число рынков так называемой "большой четверки". Это наиболее крупные покупатели канадской говядины - США, рынок Азии, Мексика и Россия.

 

   

 

    - Сколько говядины экспортирует Канада в этом году? Отразился ли финансовый и экономический кризис на объемах поставок? Каков прогноз на будущий год и на более отдаленную перспективу?

 

   

 

    - В 2009 году Канада экспортировала 419,5 тыс. тонн говядины, в 2008 году - 411 тыс. тонн. Рост небольшой, но мы считаем его успехом. Рост продаж произошел в кризисный год, в условиях снижения покупательской способности. Говоря с членами федерации в 2009 году о перспективах, я получал довольно мрачную картину. Они говорили, что 2010 год, вероятно, станет очередным тяжелым годом. Однако на деле все выходит по-другому.

 

    Развитие отрасли и активизация торговли позволили существенно скорректировать наши прежние прогнозы. Если раньше мы считали, что к 2020 году сможем экспортировать 450 тыс. тонн говядины, то сейчас я с большой долей уверенности могу сказать, что этот показатель будет достигнут и даже превзойден уже в текущем году.

 

    В январе 2011 года мы начнем формировать прогнозы на 2015 и 2020 годы. Это будут совершенно новые, более высокие оценки.

 

    Если смотреть на долгосрочную перспективу, то объем продаж канадской говядины составит 800 тыс. тонн на внутреннем рынке и столько же - на внешнем. Я имею в виду именно мясное сырье, а не живой скот. Половина из экспортного объема будет направлена нашему ближайшему богатому соседу - США. Оставшиеся 400 тыс. тонн будут экспортироваться на другие рынки. Особенно приоритетны для нас, как я уже сказал, Азия, Мексика и Россия. Экспорт в другие страны будет небольшим.

 

   

 

    - А как на этом фоне выглядит Россия? Сколько говядины поставляется на наш рынок? И будет ли меняться прогноз?

 

   

 

    - Прогноз меняться будет. Первоначально мы оценивали экспорт в Россию к 2020 году в объеме 11 тыс. тонн. Однако уже в текущем году он может превысить 12 тыс. тонн против 5,7 тыс. тонн в прошлом году.

 

    Я исхожу из того, что продажи в последнем квартале прошлого года находились на очень высоком уровне, поэтому можно рассчитывать на такую же динамику и в четвертом квартале этого года. Продажи за 9 месяцев этого года возросли почти на 30% в натуральном выражении и на 114% - в стоимостном.

 

   

 

    - Есть ли у федерации контакты с Россельхознадзором? Как вы оцениваете его работу и уровень требований, предъявляемых к ввозимому в нашу страну мясу?

 

   

 

    - Я хочу отдать должное российской ветеринарной службе. Она постоянно совершенствует свою работу и достигла в этом больших успехов всего лишь за несколько последних лет. Работа контролирующей службы стала более эффективной, прозрачной, в ней стало больше логической последовательности.

 

    Россия является второй страной мира по объемам импорта мяса. А это налагает большую ответственность на Россельхознадзор. И его работа позволила избежать ввоза в страну наиболее серьезных заболеваний животных, кризисов, связанных с безопасностью продуктов питания. Это означает, что система надзора очень эффективна, и мы уважаем службу за это.

 

    Понимая, как действует российская система надзора и контроля, мы начинаем работать более эффективно, потому что знаем, какой шаг последует дальше. В этих условиях легче соблюдать существующие в России нормы.

 

    Мы очень высоко ценим наше взаимодействие с Россельхознадзором. Мы видим, что эта служба стремится к наиболее интенсивным контактам с представителями бизнеса зарубежных стран. Это логично, потому что именно тот, кто заинтересован в продаже своей продукции, будет полностью выполнять требования партнеров, Россельхознадзору же это помогает лучше узнать, как функционирует отрасль в той или иной стране, и это снижает вероятность ошибок и непонимания.

 

    Это очень прогрессивный, очень современный и очень эффективный подход. Временами это даже более эффективно, чем наши отношения с нашим собственным правительством.

 

   

 

    - Что представляет собой канадская система обеспечения безопасности продовольствия?

 

   

 

    - Основную роль в этом играет Канадское агентство по инспекции пищевых продуктов (CFIA). Это правительственная организация, которая нацелена на обеспечение безопасности пищевых продуктов, на охрану здоровья животных.

 

    Агентство проводит мониторинг всех предприятий, экспортирующих говядину и продукты из нее на международные рынки.

 

    По сути, система безопасности пищевых продуктов внедрена в каждый аспект производства, начиная от ввоза генетического материала крупного рогатого скота и кончая упаковкой и транспортировкой готовой продукции.

 

    Полномочия агентства изложены в специальном законодательном акте. В штате CFIA 7 тысяч профессионалов, включая ветеринаров, научных сотрудников и инспекторов. Число отделений и лабораторий превышает 600 по всей стране.

 

    Кроме того, на мясоперерабатывающих предприятиях действует система контроля, основанная на всемирно известных принципах анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР). Полная система НАССР должна быть внедрена на каждом мясоперерабатывающем заводе, экспортирующем свою продукцию, и распространяться на все этапы производства.

 

   

 

    - Как в целом вы оцениваете рынок говядины в России и принимаемые правительством страны меры по увеличению производства этого мяса? Сейчас в регионах реализуются программы развития мясного скотоводства, которые поддерживаются на федеральном и региональном уровнях. Сколько времени и средств может потребоваться на построение нормально функционирующей отрасли?

 

   

 

    - Россия и Канада имеют благоприятную природную среду для выращивания животных. Пока что для России более стратегическим направлениями были развитие птицеводства, свиноводства. Теперь рассматривается возможность дальнейшего развития мясного скотоводства, производства говядины. Это более сложно, чем свиноводство и птицеводство.

 

    Производство говядины - более длительный цикл. И поскольку для разведения мясного скота требуются большие пространства, площадки должны быть расположены в разных регионах, это создает дополнительные сложности.

 

    Кроме того, требуются разные породы скота, разные модели управления хозяйствами, новые корма, мощная научно-исследовательская база, система сельского развития и обучения кадров. И перечисление того, что еще надо, займет немало времени и места.

 

    Но рекомендация у нас всегда одна и та же - снизу вверх, от простого к сложному. Производство кормов, организация пастбищ и заготовки кормов, затем отбор и выращивание животных, наработка инфраструктуры - переработка, хранение и транспортировка мяса и наконец - реализация. На развитие этой системы потребуются миллиарды долларов.

 

    И у меня большой оптимизм по поводу того, что Канада сможет сотрудничать с Россией в реализации этих планов.

 

    Федерация готова оказать помощь. Мы предоставляем услуги по обучению кадров. У нас есть что показать и чему научить. Но главное - это должно делаться в России, на российской почве и так, как это свойственно России.

 

   

 

    - А готовы ли канадские фермеры организовывать производство говядины в России?

 

   

 

    - Это выходит за рамки мандата нашей федерации. Но я не исключаю такую возможность. Тем более что у многих канадцев исторические корни в России, на Украине. Они поддерживают связь с родственниками.

 

    У канадских фермеров есть опыт создания совместных предприятий в других странах. Почему бы не попробовать сделать это и в России?



Финмаркет


Версия для печати Версия для печати

На сайте работает система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.