Московские эксперты развенчали несколько мифов молочного рынка . ИД Алтапресс

Московские эксперты развенчали несколько мифов молочного рынка . ИД Алтапресс / Фураж Он-Лайн

09.09.2008
Молочный рынок более полугода наполнен различными версиями о существующем кризисе, его причинах и последствиях. К такого рода проблематике публично обращаются чиновники и политики. Вполне естественно, что участники VI специализированного конгресса «Молочная промышленность Сибири», который проходил 3–4 сентября в Барнауле, затронули эту тему. Московские эксперты попытались развеять некоторые мифы и дали оценку происходящим событиям.

Много шума из ничего

В апреле краевые переработчики молока заговорили о том, что на рынке начинается кризис. И начали снижать закупочную цену на сырье. Такие заявления усилились в летний период. Сельхозпроизводители региона из-за низкой закупочной цены на молоко даже планировали организовать акцию протеста – вылить все произведенное за сутки молоко на пл. им. Сахарова в Барнауле. Но потом передумали.

Владимир Шлома , директор категории «Молочные продукты» компании «Тетра Пак»:

– Я бы не говорил о кризисе, это временное явление. Много разговоров идет среди людей, далеких от молочного рынка. С одной стороны, их мнения каким-то образом сказываются на общем восприятии молочных продуктов. С другой – я вижу в этом позитивный импульс. Если люди с такими лампасами пристально начали заглядывать в «молочку», значит, на рынке будет какое-то оживление.

По словам г-на Шлома, опасение вызывает другое: «На правительственном уровне и на уровне отрасли очень мало делается для популяризации молочных продуктов как таковых. Сейчас они имеют имидж чего-то старого, традиционного, скучного. Главным образом из-за этого сжимается потребительская база. Отсюда начались проблемы в молочной индустрии. А во всем мире сегодня популяризируют молоко. В Китае это вообще модный продукт. На Новый год дарят подарочную коробку с 12 пакетиками по 250 мл молока»

Нормально, когда цена падает

Весной текущего года перерабатывающие предприятия начали снижать закупочную цену на молоко. В зимний период сырье закупалось краевыми предприятиями в среднем по 14 рублей литр, в летний – по 9 рублей.

Владимир Лабинов , исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли, оценил это следующим образом: «Снижение стоимости в среднем по России составило 23% к уровню прошлого года. Это никак ни двукратное снижение. И практика предыдущих лет показывает, что такое явление можно, скорее всего, отнести к норме». Известны отдельные случаи, когда цена снижалась более чем в два раза. Но в целом динамика по России, по словам г-на Лабинова, оказалась вполне предсказуемой. На протяжении многих лет существования молочного животноводства в условиях рыночной экономики именно сезонность в производстве является главным фактором, который ложится в основу ценообразования.

В тот момент, когда закупочная цена на молоко упала до 9 рублей за литр, сельхозпроизводители начали заявлять о планируемом сокращении поголовья коров. В регионе были примеры, когда в летний период вырезался крупнорогатый скот. В отдельных случаях это было сделано со ссылкой именно на кризис молочного рынка.

По мнению Владимира Лабинова, «конец 2007 года и все восемь месяцев 2008 года – это период сложившейся благоприятной ценовой конъюнктуры для развития молочного животноводства. И если в этих условиях молочное животноводство по каким-то причинам не развивалось, значит, нужно искать первопричины и правильно в них разбираться».

Братский привет

Переработчики региона неоднократно заявляли о том, что производство сыров становится нерентабельным из-за того, что в Россию ввозится продукция из Украины и Белоруссии. Причем отмечалось, что цена и качество таких сыров намного ниже алтайских.

Татьяна Рыбалова , ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка: «Сегодня преимущество Алтайского края состоит в том, что он все-таки большую часть молочной продукции поставляет в восточную часть страны, где нет такой конкуренции со стороны Украины и Белоруссии. Только это им позволяет наращивать объемы».

Сегодня алтайские сыры в ведущих городах-миллионниках представлены не в полной мере. Нужно «подтягиваться», но для этого надо повышать качество и работать над вопросами дистрибуции, полагает г-жа Рыбалова. «Распространено мнение о низком качестве украинских и белорусских сыров. Это не так. У наших соседей идет мощное развитие молочной отрасли. Переработчики модернизируют производство, сельхозпроизводители оснащают животноводческую базу», – предупредила Татьяна Рыбалова.

Средняя закупочная цена на молоко в июне 2008 года (руб/кг)

Россия (федеральные округа)
Центральный ФО 9,8
Северо-Западный ФО 10,2
Приволжский ФО 9,3
Южный ФО 9,3
Уральский ФО 10,4
Сибирский ФО 9,7
Дальневосточный ФО 18-30
Другие государства
Украина 8,1
Беларусь 6,8
Страны ЕС 10,3
США 8,2
ИД Алтапресс

Фураж Он-Лайн


Версия для печати Версия для печати

На сайте работает система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.