Каким быть животноводству в России. Национальные проекты

Каким быть животноводству в России. Национальные проекты / Фураж Он-Лайн

23.07.2007
Животноводство сегодня – ключевое звено производственно-экономической инфраструктуры сельского хозяйства России, выполняющее в нем системообразующую функцию. Наращивание производства животноводческой продукции является наиболее важным направлением развития отечественного АПК.

На сегодняшний день в мире Россия занимает 6-е место в производстве говядины, 9-е – свинины, 5-е – мяса птицы и 3-е – в производстве молока. В структуре валовой продукции сельского хозяйства на долю продукции животноводства у нас приходится около 47% производства, в то время как в развитых странах – более 60%. Одной из особенностей является и тот факт, что 54% продукции животноводства продолжает производиться малыми формами хозяйствования – в хозяйствах населения и КФХ.

В 2006 году производство скота и птицы на убой в живом весе составило 7,9 млн т, что на 4,2% больше соответствующего периода 2005 года, молока – 31,4 млн т (+0,9%). Если по мясу птицы рост производства отмечается уже в течение 6 лет подряд, то применительно к свинине столь значительный прирост наблюдается впервые за последнее время. В прошлом году стабилизировалось и поголовье крупного рогатого скота.

Однако высокая зависимость от импортных поставок и опережающие темпы роста спроса на продовольствие в сравнении с отечественным сельхозпроизводством послужили основными причинами разработки и реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

На текущий момент с начала реализации Проекта по направлению «Ускоренное развитие животноводства» более 1600 животноводческих объектов заключили кредитные договора в объеме более 127 млрд рублей на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), из них получено 81 млрд рублей. Если говорить о распределении инвестиций, привлеченных в рамках направления по видам животных, то более 40% из них направлены на объекты по свиноводству.

Необходимо признать, что большинство субъектов в первый год реализации Проекта столкнулись с проблемными вопросами организационного и экономического характера, которые сдерживают дальнейший рост производства и ставят под угрозу достижение целевых показателей национального проекта по итогам двух лет. К основным проблемам развития рынка животноводческой продукции следует отнести:

  • недостаточный уровень развития первичной переработки животноводческого сырья;
  • низкое качество производимой продукции (прежде всего – в ЛПХ), несоответствие ее качества требованиям перерабатывающих предприятий;
  • недостаточная эффективность администрирования импорта;
    несоответствие отечественных стандартов положениям международных стандартов;
  • более высокий, по сравнению с Россией, уровень государственной поддержки производства животноводческой продукции в странах-экспортерах;
  • отсутствие сбытовой инфраструктуры у малых форм хозяйствования; затрудненный доступ отечественных производителей в сетевые торговые организации.

    Сложилась ситуация, когда на фоне увеличения объемов отечественного производства животноводческой продукции продолжающийся рост импорта привел к затруднению ее сбыта. Предприятия пищевой промышленности предъявляют жесткие требования к мясному и молочному сырью, которое, как правило, имеет ограниченные сроки хранения и реализации и на первом же этапе должно подвергаться первичной переработке. Но предприятия по убою и первичной переработке скота сегодня в большинстве низкоэффективны и не отвечают этим требованиям, поскольку их развитию в последние годы уделялось недостаточно внимания. Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос о выделении средств федерального бюджета на поддержку строительства и реконструкции предприятий по первичной переработке (убою, разделке и охлаждению).



    Наиболее целесообразно создание крупных предприятий по убою мощностью порядка 1 млн голов в год, причем их строительство должно быть увязано с географическим размещением строящихся животноводческих комплексов. Поддержка строительства может осуществляться через субсидирование процентных ставок по долгосрочным (8-летним) кредитам. Нами уже подготовлены соответствующие изменения в ФЗ «О Федеральном бюджете» и в Постановление Правительства по 8-летним кредитам.

    За последние годы возросли требования мясоперерабатывающих предприятий к качеству сырья. Сегодня цены формируются в зависимости от спроса на продукцию конкретного товаропроизводителя. Если говорить о свинине, то относительно стабильные цены держатся у тех хозяйств, которые обеспечивают качество продукции, соответствующее европейским стандартам.

    В развитом мировом свиноводстве эффективное производство немыслимо без использования системы гибридизации, которая обеспечивает сельхозпроизводителей животными с высоким качеством мяса и продуктивностью, низкими затратами корма для их выращивания. В нашей же стране в подавляющем большинстве используются универсальные породы с большим содержанием в тушах жира. В среднем выход мышечной ткани в тушах российской свинины составляет до 40%, тогда как в европейских странах – до 64%. В этой связи настало время усовершенствовать стандарты на животноводческую продукцию. Так, из существующих сегодня национальных стандартов на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие, которых насчитывается примерно 4 тысячи, многие разработаны 20 и более лет назад. Около 40% из них требуют пересмотра и гармонизации в соответствии с международными требованиями.

    Продуктивные качества животных также во многом зависят от состояния кормовой базы и организации кормления, а в птицеводстве и свиноводстве доля кормов в себестоимости производства достигает 70–75%. Поэтому качественные корма с высокой питательной ценностью являются важным резервом реализации генетического потенциала животных и существенного увеличения объемов производства продукции. Для устойчивого обеспечения животноводства и птицеводства качественными полнорационными кормами необходимо пересмотреть структуру посевных площадей с целью существенного увеличения производства кукурузы, сои и рапса.

    Что касается молока, то здесь основное внимание необходимо уделять взаимоотношениям между сельскохозяйственными предприятиями, КФХ и хозяйствами населения, т.е. – продавцами и перерабатывающими предприятиями, занимающимися производством молочной продукции, и покупателями.

    Несмотря на рост производства молока-сырья в 2007 году, а также некоторое улучшение его качественных показателей, этого недостаточно для удовлетворения растущих потребностей переработки. В среднем по РФ производство молока высшего сорта не превышает 30% от общего объема его реализации, который в основном приходится на молоко первого сорта.

    Не решена в основных регионах-производителях и проблема сезонности производства. В результате рынок характеризуется циклическими проблемами избытка и нехватки молока, что влечет за собой существенные колебания закупочных цен. Важнейшим фактором, способствующим сглаживанию сезонности и повышению качественных характеристик молока, является правильная организация кормления коров на протяжении всего года.



    Полный цикл производства молока включает не только кормление, но и содержание животных, ветеринарный контроль, доение, техническое состояние и работу доильного оборудования, охлаждение и транспортировку на перерабатывающее предприятие, текущий контроль качества молока. Поэтому нужно обеспечить поддержку модернизации материально-технической базы предприятий – производителей молока, включая приобретение современных холодильных установок по его охлаждению и специализированного транспорта для перевозки. С этой целью с 2007 года в рамках нацпроекта предусматривается субсидирование процентных ставок по 5-летним кредитам для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, привлекаемых к созданию пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока; закупки специализированных автомобилей для его перевозки. Необходимо распространить указанную форму поддержки на сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство молока, а также предоставлять поддержку предприятиям пищевой промышленности, осуществляющим его переработку.

    В ходе строительства и реконструкции животноводческих предприятий прослеживается тенденция к увеличению затрат инвесторов, связанных с длительностью подготовки проектно-сметной документации и прохождения экспертиз, оформления документов для получения кредитов, процедуры оформления землеотвода. Значительные средства требуются на создание инфраструктуры возводимых объектов (присоединение к электрическим и коммунальным сетям, строительство автодорог), что также увеличивает затраты. Все это негативно сказывается на экономике предприятий, поскольку увеличивается стоимость проекта и сроки его окупаемости. Компенсация за счет бюджетных средств части затрат инвесторов по созданию инфраструктуры на строящихся объектах позволит улучшить экономические показатели реализуемых инвестиционных проектов.

    Требуется также принятие дополнительных мер по ограничению импорта животноводческой продукции. Ведь доля импорта в формировании ресурсов молока и молокопродуктов в пересчете на молоко в 2006 году составила 17,8%, а если говорить о мясе, то доля его поставок по импорту достигла 35%.

    Учитывая важность устойчивого функционирования рынка животноводческой продукции, обозначенные проблемы были проработаны на различных уровнях. В результате для его поддержки и регулирования предложены дополнительные меры:

  • реализация мероприятий по предотвращению нелегального ввоза мяса;
  • включение в ПНП «Развитие АПК» дополнительных направлений субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию предприятий по убою и первичной переработке животноводческого сырья, а также строительство и реконструкцию молокоприемных пунктов и их технологическое оснащение;
  • финансирование за счет средств Инвестиционного фонда инфраструктурных затрат при строительстве крупных межрегиональных комплексов по первичной и глубокой переработке животноводческого сырья;
  • оптимизация распределения квот на импорт мяса на 2008–2009 годы;
  • повышение ставок ввозных таможенных пошлин на: живых свиней, предназначенных для убоя, отдельные виды молочной продукции (сливочное масло, молоко и сливки);
  • упорядочение процедуры контроля импорта животноводческой продукции (установление требований к импортерам);
  • оказание консультационной поддержки ЛПХ в целях повышения качества производимой продукции;
  • приведение государственных стандартов на мясную продукцию в соответствие с требованиями международных стандартов;
  • создание нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие отечественных производителей с сетевыми торговыми организациями;
  • повышение роли отраслевых союзов и ассоциаций в разработке нормативно-правовой базы, организации инновационных процессов, производства и сбыта продукции.

    Результатом обсуждения функционирования рынка мяса стал ряд поручений министерствам и ведомствам, направленных на развитие первичной переработки животноводческой продукции, совершенствование механизмов таможенно-тарифного регулирования импорта мяса, а также разработку мер технического регулирования в сфере производства и переработки животноводческой продукции.

    В рамках выполнения указанных поручений Минсельхозом России совместно с ФТС России разработан и утвержден План контрольных мероприятий, принятых для усиления контроля на границе и обеспечения стабильного развития отечественного производства мяса. Даны поручения МВД, ФСБ, ФТС, Минсельхозу, Минздраву и Минэкономразвития России обеспечить выполнение запланированных межведомственных мероприятий по проблемам незаконного ввоза и оборота мяса и мясопродуктов. В целях совершенствования таможенно-тарифного регулирования импорта мяса, Минсельхозом России предложено изменить порядок расчета размеров квот для организаций – участников внешнеэкономической деятельности.

    Учитывая значительный рост импорта в 2006 году живых свиней, предназначенных для убоя, Минсельхоз России считает возможным установить ставку ввозной таможенной пошлины на их импорт на уровне не ниже 35%, поскольку именно этот товар прямо конкурирует с продукцией отечественных сельхозтоваропроизводителей, участвующих в национальном проекте «Развитие АПК».

    Кроме того, Минсельхозом России предложено инициировать проведение расследования в отношении постоянно растущего импорта живых свиней, предназначенных для убоя, с целью введения специальных защитных мер в отношении данной продукции, а также ввести дополнительные требования к лицам, осуществляющим поставки животноводческой продукции на территорию РФ.

    Как следует из принимаемых государством мер, реализация мероприятий приоритетного национального проекта не заканчивается и будет продолжена в 2008–2012 годах в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы». Основной ее целью является создание условий для устойчивого функционирования агропродовольственного сектора страны в целом и животноводства в частности, повышения уровня жизни сельского населения.

    Журнал "Национальные проекты"

    Фураж Он-Лайн


    Версия для печати Версия для печати

  • На сайте работает система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
    или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
    aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.